Принцип стимулирования индивидуального потребления лежит в основе общественного развития всех стран с либеральной моделью экономики. Современное общество – общество потребителей. И хотя ни одно государство не может определяться только как общество потребления, эта тенденция характерна для стран с различными экономическими укладами. Юридически права потребителей в развитых странах сформировались и закрепились в 80-х годах прошлого века. Основой этому послужил, одобренный в 1986 году Резолюцией Ген. Ассамблеи ООН, международно-правовой документ «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей».

Содержание: Понятие сроков хранения, годности, эксплуатации, службы. Права потребителя, видео, задать вопрос юристу.

Переход России на капиталистический путь развития способствовал появлению в стране потребительского рынка. Вместе с этим возникла проблема с регламентированием прав рядового потребителя, которые в советский период не имели четкого механизма реализации. Поэтому в 1992 году был принят Закон РФ «О защите прав потребителей», созвучный вышеуказанной Резолюции. Кроме этого закона права потребителей регулируются ГК РФ и специально разработанными подзаконными правовыми актами.

Определения гарантийного срока хранения и эксплуатации

100 kachestvoСогласно Закону РФ по защите потребительских прав производитель товара (исполнитель услуги) может взять на себя обязательства обеспечивать устранение обнаруженных при эксплуатации недостатков товара (услуги) по требованию потребителя в продолжении определенного гарантийного срока. Если такой термин не определен изготовителем, его может назначить продавец. Установление срока гарантии не является обязанностью производителя (продавца) товара (услуги), это лишь его право.

Гарантийный срок хранения – временной промежуток, во время которого производитель гарантирует сохранность всех потребительских свойств и эксплуатационных показателей товара (услуги), предусмотренных требованиями нормативных документов на него, при условии соблюдения правил хранения потребителем. Считается, что по завершению гарантийного срока хранения товар в полной мере сохраняет свое качество и пригоден к применению.

Гарантийный срок годности – временной промежуток, во время которого производитель гарантирует все предусмотренные нормативными документами потребительские свойства и эксплуатационные показатели товара (услуги), если соблюдаются правила его эксплуатации и хранения. По завершению гарантийного срока годности товар, обычно, утрачивает свое качество и возможность использования по прямому предназначению.

Срок годности назначается на продукцию, если: она полностью употребляется при использовании, ее качество со временем может ухудшиться, она со временем может стать опасной.

Гарантия возврата денегПроизводитель обязан определять срок годности продукции, употребляемой в пищу, медикаментов, косметики и парфюмерии, бытовой химии и иных отечественных товаров такого рода.

Гарантийный срок эксплуатации – период, во время которого производитель гарантирует стабильность всех нормативных показателей качества своего товара (услуги) при соблюдении покупателем правил эксплуатации. В этот срок производитель (продавец) выполняет свои гарантийные обязательства перед покупателем в отношении эксплуатации товара.

Гарантийный срок хранения отсчитывается от даты изготовления продукции, гарантийный срок эксплуатации – с момента продажи.

Срок службы – период, во время которого производителем (исполнителем) должна быть обеспечена возможность применения товара (услуги) по его назначению. Здесь подразумевается проведение тех. обслуживания, ремонт, производство и поставка запасных частей и узлов.

Гарантийный срок службы товаров отечественных производителей устанавливается гос. стандартами (нормативными актами) и фиксируется в тех. паспорте. На продукцию зарубежных производителей (кроме крупных мировых брендов) часто сведения о сроке службы отсутствуют. Закон разрешает в этом случае определять гарантийный срок по договоренности между сторонами. Если гарантийный срок службы не оговорен, его длительность считается равной 10 годам. После завершения срока службы прекращается ответственность производителя за результаты дальнейшей эксплуатации товара.

Права потребителя и их практическая реализация

Если срок гарантии на продукцию не определен, потребитель, при выявлении брака, вправе предъявлять претензии производителю (продавцу) в течение 2 лет с после получения товара. Этот срок может быть изменен в определенных законом случаях или по взаимной договоренности сторон.

Срок гарантии увеличивается на время ремонта изделия. Период ремонта определяется с момента официального обращения потребителя об устранении неисправности.

Во время срока гарантийной эксплуатации потребитель имеет право потребовать от производителя (продавца):

  • устранить бесплатно недостатки товара;
  • заменить негодный товар на качественный, или аналог другой модели с пересчетом продажной цены; 
  • расторгнуть сделку купли-продажи с компенсацией убытков; 
  • уменьшить цену покупки.

Претензии потребителя будут приняты к рассмотрению только при наличии у него документа, подтверждающего факт покупки товара (квитанция, чек), с отметкой в тех. паспорте и установленным гарантийным сроком.

Выявленный потребителем брак в товаре должен быть исправлен в срок 14 суток, если иной термин не определен сторонами. На период устранения дефектов потребителю, по требованию, должна быть предложена аналогичная продукция.

За каждый день превышения срока исправления недостатков (свыше 14 суток) или задержки в предложении аналогичного товара покупатель может потребовать выплаты неустойки (1% от цены товара).

При судебном разбирательстве по нарушениям прав потребителя последний освобождается от уплаты гос. пошлины по судебным искам.

В современной России наблюдается определенное неравенство в отношениях рядового потребителя с производителями (продавцами, исполнителями). Это неравенство является как результатом огромной диспропорции в экономических возможностях потребителя сравнительно с производителем, так и отсутствием у потребителя экономических, правовых, технических и других специальных знаний. Такое искажение баланса интересов в пользу субъектов хозяйствования требует принятия государством мер по защите интересов рядовых граждан.

Введение в хозяйственную практику такого механизма повышения ответственности за качество изготовленных товаров, как гарантийный термин хранения и реализации и связанную с его нарушением финансовую ответственность субъектов хозяйствования стало важным элементом защиты потребительских прав рядовых граждан.

Нужна помощь юриста? Обращайтесь:

 

Пишите!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить